Правовую основу обеспечения безопасности России составляют Конституция, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры и обязательства России. Государство прежде всего формирует нормативно-правовую базу обеспечения национальной безопасности, которая включает:
суд — отвечает за обсуждение документов, т. е. толкование закона применительно к конкретному случаю;
прокуратуру — орган, наблюдающий за исполнением закона.
Законотворчество, суд и прокурорский надзор — исторически основные функции государства. Кроме этих основных функций, возникших в момент становления государства, существуют две дополнительные: функция внешних связей; функция сбора и хранения информации. Всякое государство стремится прежде всего благоустроить эту сферу.
К сожалению, в российском законодательстве по обеспечению безопасности имеется явный пробел с парированием угроз и вызовов наиболее уязвимого ее объекта — того уклада государственной и общественной жизни наших народов, который исторически апробирован как самый подходящий для удовлетворения жизненно важных потребностей каждого. Речь здесь идет о необходимости законодательной защиты наших общественных и духовных ценностей от так называемых антропогенно-социальных опасностей, связанных с воздействием на сознание людей потоков различной информации, в особенности от той, которая формируется некоторыми средствами массовой информации. Недооценка значимости подобных угроз — одна из причин переживаемого нашей страной кризиса.
Россия обеспечивает свою безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами — политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и иными — на основе последовательной реализации политики национальной безопасности с учетом разграничения полномочий и обеспечения координации действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Исторически известны три основных подхода к обеспечению государственной безопасности: