В ситуации неравенства сил сам факт наличия превосходящей силы делает возможным отношения принуждения как способности определять действия другого лица или группы. Возможность, предоставляемая силовым превосходством, — конвертация потенциального насилия в конкретное материальное благо.
Потенциал силы, т.е. демонстрация ее наличия без активного применения (расходования), составляет основу экономии силы, в то время как ее реальное применение существенно сужает политико-экономические отношения. Потенциальное насилие превращается в политический или экономический ресурс при двух условиях:
существования наглядного и убедительного различия в уровне силы между контрагентами, т. е. силового дифференциала;
существования «ценностного дифференциала», который понимается как межгрупповое различие в ценности жизни или физической целостности относительно других ценностей.
Аналитическое различие между реальным и потенциальным насилием позволяет понять, как неприменение силы, т.е. воздержание от действия, может приобретать характер услуги, предоставляемой в обмен на другие блага или услуги. Особенность этой услуги состоит в том, что, во-первых, не купить ее нельзя, свобода выбора ограничена и, во-вторых, цена такой услуги устанавливается произвольно ее поставщиком.
В любом случае экономисты согласны, что мир организованной преступности можно рассматривать как сеть фирм, производящих запрещенные законом товары и услуги и стремящихся контролировать рынок.
Состояние преступности в социально-экономической сфере отражает комплекс сложных проблем, которые определяют экономическую ситуацию в стране. Спад производства, инфляция, социальное расслоение общества, криминальные формы предпринимательства обусловили пересмотр отношений значительной части граждан к ранее действовавшим стандартам поведения.
Либерализация экономической деятельности, «разгосударствление» собственности по заниженным ценам, допуск в экономику теневого капитала, не сопровождавшиеся созданием государством адекватного механизма контроля и защиты от противоправных?; посягательств, предоставили благоприятные условия для внедрения в экономические отношения преступных элементов, подкупа служащих госаппарата, бесконтрольного распоряжения руководителями государственных предприятий и организаций вверенным им имуществом.