у российского руководства должна быть
Но в то же время у российского руководства должна быть четко определенная линия поведения по этому вопросу, которой до сего времени нет.
Все это оказывает отрицательное воздействие на социально-психологическую обстановку в России, подрывает авторитет властей, беспомощность которых все более очевидна для всех.
В принципе, роль федеральных органов в экономических процессах регионов должна постепенно понижаться. Однако необходимо восстановление и развитие межрегиональных систем связи, транспорта и т.д., формирование единых нормативно-правовых актов и других компонентов «институционального пространства».
Вместе с тем федерализм является существенным средством независимого контроля над центральной властью. Его роль все более возрастает. Он создает властные структуры, заинтересованные в том, чтобы наблюдать за Центром и давать ему более или менее объективную оценку того, что надо делать для страны.
Однако федерализм может оказаться и не очень надежной опорой, поскольку стимулы к фаворитизму могут существовать и существуют в российских условиях децентрализации. Сама эта проблема достаточно сложна и неоднозначна. Федерализм может выступать в роли ограничивающего фактора по отношению к Центру, если он унифицирует условия деятельности бизнеса на различных территориях. Этого пока нет. Например, разрешение бизнесмену действовать на одной территории ее властями недействительно на всех остальных территориях Федерации. Однако если децентрализация сопровождается созданием мелких местных монопольных властей, идет вверх самовластие чиновников на местах.
Действия властей региона диктуются сочетанием «горизонтальных стимулов и вертикальных правил», иными словами, подотчетностью местным интересам и отношениями с федеральным правительством. Губернаторы могут стремиться к достижению своих политических целей, либо концентрируя усилия в пределах подведомственных им регионов, либо добиваясь привилегий у Центра, в том числе и в экономической сфере. Первое направление Деятельности обусловлено самой сутью федерализма: глава региона, находясь в рамках своих полномочий, стремится к повышению эффективности государственного сектора региональной экономики, снижению налогового бремени и созданию благоприятного климата для частного предпринимательства и инвестиций; сущность второго направления
Содержание Назад Вперед