Их сравнительные характеристики приведены в табл. 10.2.
Таблица 10.2
Характеристики моделей отношений Центр— регионы
Модели отношений
Описание основных параметров модели
уровень влияния Центра
структура интересов
процедура решений
Доминирование
Повсеместный и всеобъемлющий
Отсутствие конфликтов в условиях доминирования интересов Центра
Решение Центра без согласования с регионами
Влияние
Высокий, но не всеобъемлющий
Стратегические интересы Центра. Выраженная и ограниченная сфера региональных интересов
Центр может влиять на собственные решения региональных властей, не затрагивая сугубо региональных интересов
Соприсутствие
Высокий в ограниченной сфере
Сосуществование и тщательное разграничение интересов
Политический договор
Взаимодействие
Влияние через сотрудничество
Взаимосвязь и взаимодополняемость
Позитивные процедуры согласования. Компромиссы
Отстраненность
Низкий и невысокий
Отсутствие явных интересов Центра или недопущение вмешательства со стороны местных властей
Контролируется местными властями при отсутствии чрезвычайных обстоятельств
Как видно, отношение федеральных органов к конкретным регионам может быть самым разнообразным: от доминирования (как по отношению к большинству областей центральной России) до отстраненности (как, к примеру, с Татарстаном и Башкортостаном). Слабость позиций Центра заключается именно в том, что он не выбрал для себя более или менее ровной позиции по отношению к субъектам Федерации.
Сохранение такого положения крайне опасно для современной России. Основные неудачи государственной региональной политики объясняются именно ее непоследовательностью и несогласованностью действий, попытками решить сложнейшие вопросы разовыми решениями, отдельными визитами, заигрыванием с различного рода «лидерами» в ущерб населению региона, состоянию национальных отношений в стране.
Разумеется, проблемы региональной политики сложны, и в каждом конкретном случае к ним требуется свой подход.