Безопасность жизнедеятельности

       

Процесс управления риском можно условно


Процесс управления риском можно условно разбить на три группы методов: законодательные (нормативно-правовые), адми­нистративные и экономические. Понятно, что невозможно провес­ти четкую границу между ними — нормативно-правовые акты должны закладывать основу методов администрирования и дейст­вия экономических механизмов; административное управление включает контроль за действием экономических рычагов; эконо­мические механизмы по сути дела должны определять оптимальную или по крайней мере эффективную структуру администрирования и ее нормативно-правовую базу.

И все же главными направлениями здесь являются экономические методы управления безопасностью.

Основой экономического механизма управления риском является определение экономического ущерба, наносимого техногенным воздействием. Общий подход для оценки экономического ущерба обычно основывается на концепции социально-, эколого- экономического ущерба, в соответствии с которой предполагается  линейная связь между натуральными и социально-экономическими показателями ущерба.

Для того чтобы охарактеризовать варианты осуществления компенсационных механизмов проживания в условиях повышенно­го риска, необходимо оценить размер социально-экономического ущерба для жителей, проживающих на различных расстояниях от источника повышенного риска. Эти данные должны являться ос­новой расчета платежей в региональные медико-экологические фонды и установления страховых медицинских и экологических премий.

Законодательно установленные цены риска на уровне региона будут эквиваленты введению налога на риск. Экономический механизм введения налога на риск предусматривает создание эколого-медицинских региональных фондов и страховых компаний, задачи которых определяются целевым назначением поступле­ний.

При хозяйственной деятельности, в результате которой потен­циально возможны аварийные ситуации, свое специфическое, место и большую социальную роль имеет страхование экологического риска.

Перед этой новой и недостаточно освоенной для стран СНГ областью страхования стоит ряд серьезных проблем, без решения которых невозможно успешное продвижение к созданию всеобщей, эффективно работающей и необременительной системы экологичес­кого страхования.

Содержание  Назад  Вперед