об упразднении Государственного Комитета по охране окружающей среды и Федеральной Службы лесного хозяйства, функции которых были переданы Министерству природных ресурсов РФ. При всех недостатках и бюрократическом характере упраздненных ведомств они все же препятствовали ухудшению окружающей среды в России. Промышленные проекты, ориентированные на технологическую дешевизну за счет игнорирования природоохранных соображений, не получали поддержки при обязательной экспертизе Госкомэкологии (по этой причине ежегодно отклонялось около 1/3 проектов).
С принятием же упомянутого Указа ситуация коренным образом изменилась. Подразделения экологического контроля, вошедшие в структуру Министерства природных ресурсов РФ, при выработке решений не имеют даже совещательного голоса в Правительстве.
Хотя в рамках Министерства и создана служба экологического контроля, но результаты ее экспертизы утверждаются лишь министром. Министерство же заинтересовано именно в разработке природных ресурсов, а не в охране окружающей среды." Заниженные экологические стандарты ведут к тому, что российский рынок окажется заваленным недорогой, но некачественной, вредной для здоровья населения продукцией. Резко увеличится количество вредных производств, на которых будет работать в основном малоимущая часть населения. Заниженные экологические стандарты снимут препятствия для рубки леса, лова рыбы, производства икры на экспорт. Между тем при снятии ограничений на вырубку леса его запасов хватит не более чем на 10-20 лет.
Анализ зародившихся в период «перестройки» систем управления природопользованием показал, что, несмотря на имеющиеся существенные различия в экологических, социальных, экономических, этнических и иных условий в различных регионах, прослеживается инвариантное ядро, в которое входят три элемента:
объединяющий подразделения, которые осуществляют функции государственного контроля и инспекции;
включающий подразделения, которые ведут экологическую экспертизу;