и устойчивого развития общества, ее
Сферу безопасного и устойчивого развития общества, ее компоненты и взаимосвязи с окружающим миром с различных сторон изучают такие гуманитарные науки, как философия, политическая экономия, социология, социальная психология, правоведение, общая и социальная экология, социальная информатика, историческая наука. Эти издавна сложившиеся частные общественно-научные дисциплины при анализе отдельных сторон объекта создают некие условные конструкции, отвлекаясь от несущественных, с их профессиональных позиций, свойств реального объекта или процесса. Такая процедура научной абстракции в теории познания общепринята и обладает большой разрешающей силой.
Системные аналитики, рассматривая процессы в обществе (в частности, его взаимодействия с окружающей природной средой) с точки зрения системного анализа, используют элементы из всех указанных наук, однако при этом оперируют значительно более широким кругом характеристик.
Потребность привлечения системного подхода как методологии исследования процессов
обеспечения безопасного и устойчивого развития объясняется не тем, что исчерпаны возможности других наук, а тем, что он конечной своей целью имеет повышение эффективности проводимых исследований. Именно системный подход, дающий возможность анализировать конкретные ситуации, позиции и цели в комплексе всех социально-экономических и экологических факторов, позволяет по-новому подойти к решению ряда актуальных проблем.
Характеризуя принцип системности, В.П. Кузьмин отмечает: «Если в самом общем виде характеризовать принцип системности, то это означает, что всякое явление объективной действительности рассматривается с позиций системного целого и его закономерностей... Основная содержательная, а вместе с тем методологическая проблема при исследовании системных объектов состоит в том, чтобы выявить детерминанты, приводящие к организации элементов в систему, обнаружить специфические основания, связи и отношения в системе, ее особую качественность, установить закономерности структуры, функционирования и развития
Содержание Назад Вперед