Новые реалии опять же воздействуют на население, и оно, исходя из этого, вновь оказывает давление на власть. Процесс этот перманентен.
Просматриваются 3 уровня оценки состояния стабильности или дестабилизации любой СТО — государства, региона, области, города и т. п., а также их отдельных подсистем, частей и процессов:
объективное состояние обстановки;
субъективная оценка сложившегося положения вещей населением;
поведенческая предрасположенность, возникающая под влиянием сочетания объективного состояния, его субъективной оценки и личностных (системных) особенностей людей.
При этом изучение реальных социально-экономических процессов в социально-территориальных системах может вестись в условиях различных фоновых состояний:
анализ обстановки в условиях повседневной жизни общества;
анализ при экстремальной природно-техногенной обстановке;
анализ при чрезвычайной социально-политической ситуации.
Если в первом случае анализ может быть результатом научного
исследования, то в других (из-за бесчисленного числа различных вариантов ситуации и часто неадекватной реакции населения на то или иное происшествие) — это уже искусство.
Общая схема анализа обстановки при этом такова: реальная обстановка в регионе => социальная политика властей => социальная дистанция между различными группами населения => социальная напряженность в регионе => социальное самочувствие населения => стабильность в обществе.
В целом же следует указать, что отход от конфронтационной модели при анализе стабильности социальной обстановки предполагает рассматривать социально-экономическую ситуацию с точки зрения интегративных процессов. Принципы социальной справедливости имеют смысл только в том случае, когда между социальными группами существует совместная социальная деятельность на базе заранее оговоренных условий распределения социальных благ.
Основополагающим условием обеспечения национальной безопасности России и ее регионов является создание системы рациональных взаимоотношений между Центром и субъектами Федерации.